Жукова Маргарита Анатольевна

Заведующий  МБДОУ детским  садом № 1  ст. Милютинская

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учрежение детский сад №1 ст. Милютинская

XII Международная Акция «Читаем детям о войне»

11 мая 2021 г.

Помнить можно только то,
о чем знаешь.
Еcли рассказать детям о войне,
им будет, что помнить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 мая 2021 года мы отмечали  76 годовщину с  Дня Победы нашего народа в ВОВ. Повсюду в стране шли праздничные митинги и парады, к памятникам и мемориалам возлагались цветы, по телевидению демонстрировали военные фильмы, звучали песни военных лет.

Но на одном мероприятии, в котором мы по традиции принимаем участие, хотелось бы остановиться подробнее.

Наш детский сад  уже в восьмой раз принимает участие  в Международной Акции «Читаем детям о войне».Организатором Акции является «Самарская областная детская библиотека. Впервые эта акция прошла в 2009 году, то есть 12 лет тому назад.

Цель акции: Воспитание гражданственности и патриотизма у детей, подростков и молодежи на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Для наших воспитанников Великая Отечественная война – это далекая история. Они родились и растут в мирное время,  не зная всех ужасов войны и это прекрасно. Мы - педагоги, а так же наши воспитанники их мамы и папы, бабушки и дедушки тоже не знали войны.

Но в отличие от детей, о войне мы узнавали не только из книг и фильмов. О войне мы узнавали из рассказов тех, кто воевал и тех, кто работал в тылу. Это были ветераны и труженики тыла. К сожалению, время идет и их становится все меньше.

 И в этом году наш Милютинский район встречал День Победы уже без ветеранов. Не осталось в живых очевидцев, которые могли бы нам рассказать о том страшном времени. Но у нас есть книги и среди них много правдивых, интересных. Мы должны их читать, чтобы сохранить память о героическом прошлом нашей страны и нашего народа.

Поэтому и была организована акция «Читаем детям о войне», которая стала ежегодной традицией в преддверии Дня Победы. Во время этой акции читаются  вслух  произведения о войне, написанные для детей и подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 мая 2021 года в нашем детском саду прошла  XII Международная Акция «Читаем детям о войне». Формат проведения акции-  «Живое» чтение в детской аудитории. Цель громкого чтения — научить активно слушать, чтобы расслышать и понять  прочитанное, или, как говорит Чаусова С.: «научить читать-мыслить, читать-чувствовать, читать-жить».

 Мы познакомили воспитанников с рассказом «Мешок овсянки», который написал  Анатолий Владимирович Митяев - советский и российский писатель, сценарист и поэт. Он сам воевал и знал все тяготы  войны, о которых писал в  своих книгах.

 

«МЕШОК ОВСЯНКИ»

Чтение рассказа с презентацией

В ту осень шли долгие холодные дожди. Земля пропиталась водой, дороги раскисли. На проселках, увязнув по самые оси в грязи, стояли военные грузовики. С подвозом продовольствия стало очень плохо.

 

В солдатской кухне повар каждый день варил только суп из сухарей: в горячую воду сыпал сухарные крошки и заправлял солью.

   В такие-то голодные дни солдат Лукашук нашёл мешок овсянки. Он не искал ничего, просто привалился плечом к стенке траншеи. Глыба сырого песка обвалилась, и все увидели в ямке край зелёного вещевого мешка.

- « Ну и находка!» обрадовались солдаты. Будет пир горой!  Кашу сварим!
Тут же один побежал с ведром за водой, другой стал искать дрова,

а третий, самый нетерпеливый, принес для всех ложки.
Огонь быстро нагрел воду в ведре. Вот-вот нужно было засыпать овсянку… Но тут  в траншею спрыгнул незнакомый солдат. Был он худой и рыжий. Брови над голубыми глазами тоже рыжие. Шинель выношенная, короткая. На ногах обмотки и растоптанные башмаки.

  -Эй, братва! - крикнул он сиплым, простуженным голосом.- Давай мешок сюда! Не клали не берите.
 Он всех просто огорошил своим появлением, и мешок ему отдали сразу.
Да и как было не отдать? По фронтовому закону надо было отдать. Вещевые мешки прятали в траншеях солдаты, когда шли в атаку. Чтобы легче было. Конечно, оставались мешки и без хозяина: или нельзя было вернуться за ними (это если атака удавалась и надо было гнать фашистов), или погибал солдат. Но раз хозяин пришёл, разговор короткий отдать.
Солдаты молча наблюдали, как рыжий уносил на плече драгоценный мешок. Только Лукашук не выдержал, съязвил:
 - Вон он какой тощий! Это ему дополнительный паёк дали. Пусть лопает. Если не разорвётся, может, потолстеет.
 Наступили холода. Выпал снег. Земля смёрзлась, стала твёрдой. Подвоз наладился. Повар варил в кухне на колёсах суп и кашу. О рыжем солдате и его овсянке все забыли.
Готовилось большое наступление.

По скрытым лесным дорогам, по оврагам шли длинные вереницы пехотных батальонов. Тягачи по ночам тащили к передовой пушки, двигались танки.

Готовился к наступлению и Лукашук с товарищами.

Еще не рассвело, когда ударили наши пушки. Они стреляли по укреплениям фашистов. Наступление началось.

Дали залп гвардейские минометы – «Катюши».

Посветлело — в небе загудели самолеты.

Они бросали бомбы на фашистские блиндажи, стреляли из пулеметов по вражеским траншеям.

Самолеты улетели. Тогда загромыхали танки. За ними бросились в атаку пехотинцы.  За танками они укрывались от вражеских пуль.

Лукашук с товарищами тоже бежал и стрелял из автомата.

Лукашук оказался ближе всех к пулемету.  Он кинул гранату в немецкую траншею, хотел кинуть ещё, но не успел: пуля попала ему в грудь. И он упал.

Лукашук лежал в снегу и не чувствовал, что снег холодный. Прошло какое-то время, и он перестал слышать грохот боя. Потом свет перестал видеть,— ему казалось, что наступила темная тихая ночь..

   Когда Лукашук пришёл в сознание, он увидел санитара. Санитар перевязал рану,

положил Лукашука в лодочку такие фанерные саночки. Саночки заскользили, заколыхались по снегу. От этого тихого колыхания у Лукашука стала кружиться голова. А он не хотел, чтобы голова кружилась, он хотел вспомнить, где видел этого санитара, рыжего и худого, в выношенной шинели.

 -Держись, браток! Не робей жить будешь!.. слышал он слова санитара.
   Чудилось Лукашуку, что он давно знает этот голос. Но где и когда слышал его раньше, вспомнить уже не мог.

Дорога вывела сани к большим брезентовым палаткам под густыми соснами. Это был госпиталь.

Когда Лукашука   перекладывали на носилки, чтобы отнести в большую палатку под соснами ( тут, в лесу, военный доктор вытаскивал у раненых пули и осколки)  он увидел саночки-лодку, на которых его везли до госпиталя. К ним ремёнными постромками были привязаны три собаки. Они лежали в снегу. На шерсти намёрзли сосульки. Морды обросли инеем, глаза у собак были полузакрыты.

     К собакам подошёл санитар. В руках у него была каска, полная овсяной болтушки. От неё валил пар. Санитар воткнул каску в снег, чтобы остудить, ведь собакам вредно горячее. Санитар был худой и рыжий.

   - И тут Лукашук вспомнил, где видел его. Это же он тогда спрыгнул в траншею и забрал у них мешок овсянки. Лукашук одними губами улыбнулся санитару и, кашляя и задыхаясь, проговорил:
   -А ты, рыжий, так и не потолстел. Один слопал мешок овсянки, а всё худой.
Санитар тоже улыбнулся и, погладив ближнюю собаку, ответил:
   -Овсянку-то они съели. Зато довезли тебя в срок. А я тебя сразу узнал. Как увидел в снегу, так и узнал.
 И добавил убеждённо: Жить будешь! Не робей!

                                                       

Вопросы по содержанию рассказа

 Анатолия Митяева "Мешок овсянки"?

Кто является главным героем рассказа Анатолия Васильевича Митяева "Мешок овсянки? "  ( Лукашук )

Почему на проселках, стояли увязнув, военные грузовики?

( шли дожди, дороги раскисли )

Из чего повар, варил суп? (из сухарей )

Что нашёл солдат? ( мешок овсянки )

Где солдат нашёл мешок? (в траншеи)

Что произошло, когда солдаты приготовились варить кашу?

(в траншею спрыгнул солдат, чтобы забрать мешок )

По фронтовому закону, что нужно сделать с мешком? ( отдать )

Зачем солдаты прятали вещевые мешки?

(чтобы легче было в атаке )

К чему готовился Лукашук с товарищами?  ( к наступление )

Что кинул Лукашук в немецкую траншею? ( гранату )

Что произошло, когда солдат хотел кинуть ещё гранату?

( пуля попала ему в грудь и он упал )

Кого увидел Лукашук, когда пришёл в сознание? ( санитара )

Куда положили раненого солдата? ( в лодочку - фанерные саночки)

Что санитар принёс собакам? (овсяную болтушку )